Жерар Клейн

 

 

Жерар Клейн родился в Нейи, в многодетной семье, первым из четырех детей. Отец, доктор права, работал в «Банк де Франс», в конце своей карьеры заняв должность генерального директора банка.

В возрасте 5 лет Жерар пошел в школу в Блуа, куда его мать перебралась с детьми во время войны (отец в это время находился в плену в Германии).

После войны, когда отец вернулся домой, семья переехала в 1946 году в Париж. В 10 лет Жерар поступил в лицей Рэнси, где изучал древние языки и философию. В 12 лет он начал писать поэмы, а в 15 — рассказы. В 1953 году он посылает один из рассказов в журнал «Фиксьон», но редакция отклоняет его. На следующий год Клейн познакомился с кружком любителей фантастики и писателей-фантастов, среди которых он встретил Филиппа Кюрваля, Мишеля Карруж и Мишеля Бютора, влияние которых укрепило его в стремлении писать фантастику. В 1955 году журнал «Галактика» («Galaxie») публикует его первый рассказ («Место на балконе»), а через небольшой промежуток времени рассказ «Игра» печатает журнал «Фантастика» («Fiction»). Заметим, что молодому автору едва исполнилось в это время 18 лет — столько же было и его любимому автору Рэю Брэдбери, когда тот опубликовал свое первое произведение. В дальнейшем, продолжая интенсивную литературную деятельность, Клейн получает, как сообщают некоторые источники, инженерное образование.

В 1958 году вышли сразу три книги Клейна — романы «Ловушки в пространстве» («Embuches dans l’Espace») и «Звездный гамбит» («Le gambit des etoiles»), а также сборник новелл «Жемчужины времени» («Les perles du temps»). Первый из этих романов, в котором Клейн выступил под псевдонимом Франсуа Пажери, был написан совместно с Ришаром Шоме и Патрисом Рондаром.

Наиболее плодотворный период творчества писателя приходится на 60-е — начало 70-х гг., когда были опубликованы романы «Планетный хирург» («Chirurgien d’une planete», 1960), «Солнечные парусники» («Les voiliers du soleil», 1961), «Время не пахнет» («Le temps n’a pas d’odeur», 1963), «Долгое путешествие» («Le long voyage», 1964), «Убийцы времени» («Les tueurs de temps», 1965), «Скипетр случайности» («Le Sceptre du hasard», 1968) и «Боги войны» («Les seigneurs de la guerre», 1971), а также сборник рассказов «Песня камня» («Un chant de pierre», 1966). Некоторые его произведения выходили под псевдонимами Жиль д’Аржир, Франсуа Пажери, Люк Виган. Под первым из них Клейн публикует «Сагу д’Аржира» («La Saga d’Argyre»), состоявшую из трех уже упомянутых выше романов («Планетный хирург», «Солнечные парусники» и «Долгое путешествие»).

С 1956 г. Клейн тесно сотрудничает с журналами «Сателлит» и «Фантастика», где публикует множество заметок, критических статей, рецензий и очерков о творчестве ряда известных фантастов ( в первом из этих журналов Клейн становится секретарем редакции).

Получив в 1957 г. диплом о высшем образовании по политическим наукам, Клейн в 1959 г. получает также диплом по прикладной психологии. В 1960 г. он призван в армию, и два года проводит в Алжире, где, не являясь сторонником ОАС, фактически сотрудничает с этой организацией, участвуя в ее радио- и телевизионных передачах для гражданского населения. Он много путешествует по Северной Африке, нередко добираясь до Сахары.

Вернувшись в 1962 г. во Францию, Клейн поступает на работу в фирму, занимающуюся экономическими исследованиями, и поселяется в Париже.

С 1969 г. Клейн руководит изданием созданной им серии «В иных мирах и завтра» («Ailleurs et demain»). Он практически перестает писать крупные произведения; время от времени выходят только сборники рассказов — «Закон возмездия» («La loi du talion», 1973), «Вот такие истории» («Histoires comme si…», 1975) и «Золотая книга Жерара Клейна» («Le livre d’or de Gerard Klein», 1979), в которую было включено полтора десятка лучших его рассказов. Добавим к этому, что всего на счету у Клейна около шести десятков новелл.

В эти же годы Клейн развивает бурную издательскую и редакторскую деятельность. Он создает несколько серий научной фантастики («Созвездия» в 1974 г., «Звездное время» в 1977 г. и «Лики будущего» в 1978). Он пишет редакционные статьи и критические очерки, готовит посвященные фантастике радиопередачи; ему принадлежит большинство предисловий к научно-фантастическим произведениям, выпущенных издательством «Ливр де пош» («Livre de poche»). В остающейся наиболее престижной в мире французской фантастики серии «В иных мирах и завтра» Клейн издает на французском языке основополагающие произведения многих зарубежных авторов (в частности, благодаря Клейну были опубликованы «Скиталец» Ф.Лейбера, «Убик» Ф.К.Дика, «Дюна» Ф.Герберта, «Гиперион» Д.Симмонса и др.). Клейн открывает и помогает встать на ноги многим талантливым молодым авторам, приобретшим впоследствии широкую известность. Несомненно, без Жерара Клейна французская научная фантастика вряд ли стала бы тем, чем она является сегодня.

В 1987 г. Жерар Клейн решает придать новую жизнь «Саге д’Аржира» и полностью перерабатывает роман «Планетный хирург», получивший название «Сон лесов» («Le reve des forets»); два других романа трилогии также подвергаются переработке, и все три книги выходят теперь под настоящей фамилией писателя.

Творчество Клейна пользовалось и пользуется заслуженным успехом не только во Франции, но и в ряде других стран. Произведения Клейна неоднократно публиковались в США и, кроме английского, переводились на добрую дюжину других языков. Известный американский писатель, издатель и редактор научно-фантастических журналов Энтони Бучер как-то заметил, прочитав один из рассказов Клейна, что во Франции появился свой Рэй Брэдбери. Впрочем, в более поздних произведениях Клейн по манере письма приблизился к стилю другого своего идеала — Герберта Уэллса. Довольно часто переводился Жерар Клейн и на русский язык (см. ниже библиографию его переводов).

О признании заслуг Клейна перед французской фантастикой говорит то, что руководимая им серия «В других мирах и завтра» была дважды (в 1978 и 1987 гг.) отмечена премиями Общества Европейской научной фантастики. В 1992 г. он награжден премией «Imaginaire Avard». Кроме того, новеллы Клейна несколько раз награждались французскими премиями за лучшие научно-фантастические произведения, в том числе рассказ «Память живая, память мертвая», получивший в 1987 г. сразу две престижных премии — имени Рони-старшего и Большую премию за научную фанастику и фэнтези; в 1974 г. Большой премией был награжден рассказ «Реабилитация».

В заключение добавим, что роман Клейна «Боги войны» был отнесен Жаком Бержье, известным специалистом в области научной фантастики, к числу немногих фантастических произведений, явившихся заметными вехами в развитии жанра и оказавшими на него заметное влияние (в статье о фантастической литературе в энциклопедии «Лярусс»).

© Французская фантастика

Прочитав его «Звёздный гамбит» в юности, я совершенно забросил читать фантастику. Не видя больше конкуренции ему.. JdR