Английский писатель-фантаст Нил Гейман родился 10 ноября 1960 года в Портсмуте (Великобритания). Его отец был бизнесменом, мать работала фармацевтом. После окончания школы в 1977 году Гейман отказался от возможности получить высшее образование в пользу журналистики. Однако прошло целых шесть лет прежде чем его первая профессиональная публикация — интервью с Робертом Силвербергом, появилась в английском издании журнала «Penthouse» в 1984 году. В мае того же года увидел свет первый рассказ автора — «Featherquest», напечатанный в «Imagine».
В 1985 году Гейман решил заняться комиксами, делом, которое к тому времени, мягко говоря, находилось в довольно плачевном состоянии. Он купил пару книг, рассказывающих о принципах создания комиксов, и познакомился с Аланом Муром, который дал ему ряд практических советов. Первой пробой Нила на этом поприще стал выпуск №488 комикса «2000AD», вышедший в 1986 году. Несколько лет Гейман совершенствовал свои навыки, попутно выпустив графический роман «Violent Cases» (вместе с художником Дейвом МакКином) и публицистическую книгу «Don’t Panic: The Official Hitch-hiker’s Guide To The Galaxy Companion» — великолепное исследование, посвященное творчеству английского писателя-фантаста Дугласа Адамса. Мэррили Хэйфетц, литературный агент Геймана (она также работала с такими именитыми авторами, как Брюс Стерлинг и Лорел Гамильтон), вспоминала, что Гейману удалось получить за «Don’t Panic» внушительный гонорар — больше, чем кто-нибудь мог предположить, и тогда он сказал ей, что сейчас он пишет комиксы, но когда-нибудь будет писать и романы.
После трех лет практики в чужих проектах Нил Гейман решает попробовать свои силы в создании оригинальной серии комиксов. Для этого он берет порядком подзабытого героя ужастиков 30-х годов, и в 1989 году появляется первый номер комикса «Sandman». Издателем его стало издательство DC (Detective Comics), основанное в 1937 году и создавшее таких сверхпопулярных героев, как Супермен и Бэтмен. Гейман не особенно надеялся на успех своего детища, но это был как раз тот случай, когда он ошибся. «Sandman» стал пользоваться невероятной популярностью, расходясь многотысячными (а позже и миллионными) тиражами. В 1991 году девятнадцатый выпуск «Sandman» даже завоевал World Fantasy Award — это был первый в истории случай, когда престижную литературную награду дали комиксу. Надо отметить, что за время своего существования «Sandman» получил массу призов и наград, названия которых что-то скажут лишь ценителям комикс-индустрии, каковых в нашей стране маловато. Зато все знают компанию Warner Brothers, которая буквально выцарапала у конкурентов право снимать по мотивам серии высокобюджетный блокбастер. Сам Гейман, впрочем, скептически отзывается о возможности хорошей экранизации, говоря, что еще не видел ни одного хорошего варианта сценария, и подчеркивая, что более 2000 страниц о приключениях его героя невозможно уместить не только в 100-минутном фильме, но и даже кинотрилогии, сравнимой по масштабу с «Властелином колец».
В 1990 году Нил Гейман вместе с Терри Пратчеттом выпустил роман «Добрые предзнаменования» [Good Omens] — юмористическую историю о грядущем… Конце Света. Книга 17 недель продержалась в списке бестселлеров «Sundy Times». Примерно в это время сверхуспешного создателя комиксов начали посещать мысли о смене рода занятий.
«Был период — восемь или девять лет, когда я работал очень много как писатель комиксов. И я очень хорошо это делал. С другой стороны, — рассказывает Нил Гейман, — когда я писал «Sandman», то существовало еще множество вещей, которые я хотел сделать, но у меня не было на это времени».
Еще несколько лет Гейман старательно выкраивал время между очередными выпусками приносящих деньги комиксов (среди них были три части «Death: The High Cost of Living» — первая из которых разошлась тиражом в триста тысяч экземпляров и была куплена Warner Brothers для экранизации, а также выпуски «Batman», «Spawn» и др.), чтобы заниматься другими, более интересными ему вещами: он написал еще несколько графических романов, работал для телевидения над сериалом «Neverwhere», создал сценарий одного из эпизодов сериала «Вавилон — 5» и английским вариантом перевода культового японского мультфильма «Princess Mononoke», за что был номинирован на Nebula Award.
Работа для телевидения вдохновила Геймана на написание новой книги — романа «Задверье» [Neverwhere] (1996), основанного на мотивах одноименного телесериала. Этот готический хоррор о мрачных и сырых лондонских подземельях получил весьма благоприятные отзывы и был номинирован на British Fantasy Award, Bram Stoker Award и Mythopoeic Award.
«Я начал ценить свои кошмары, когда писал Сэндмана, — рассказывал Нейл Гейман. — И мне кажется, любой, кто пишет что-то, что содержит в себе чуть-чуть хоррора, или хотя бы чуть-чуть странности или испорченности… В какой-то момент ты просыпаешься и думаешь: «Ооо, это было ужасно! Это было кошмарно!! Все эти штуууки и то, как они… Когда я взглянул в зеркало, и черви начали вылезать у меня из груди и… Да, это просто здорово! Я обязательно это использую!»
В 1997 году Гейман написал свою первую книгу для детей — графический роман «The Day I Swapped My Dad For Two Goldfish», а чуть позже последовала «Звездная пыль» [Stardust] — сказочная история про фей, предназначенная уже для подростков и удостоенная в 1999 году Mythopoeic Award. Первоначально она была издана в четырех частях с иллюстрациями (поэтому в соавторах значится художник Чарльз Весс), а потом вышла одним томом, уже без картинок.
«И когда я ее закончил, — вспоминает Гейман, — я послал рукопись своему редактору в Avon и сказал ей: «Здесь кое-что, что я думаю, тебе будет приятно прочесть»… А потом был телефонный звонок от нее: «Мне это понравилось! Я действительно хочу ее опубликовать и могу отослать ее издателю, но есть одна проблема: он ненавидит фэнтези». Так что на следующее утро зазвонил телефон, и это был издатель, который сказал: «Во первых — я ненавижу фэнтези. Во вторых — мне понравился «Sturdust». Мы ее опубликуем и откроем ей Spike Books». И я сказал: «Ладно. А что такое Spike Books»? А он ответил: «Spike Books» — это наша книжная серия о поп-культуре!» Я сказал: «Ладно. Но почему сказочная фэнтези о Викторианской Англии относиться к поп-культуре?!» И он сказал: «Потому что ее написал ты».
Но как ни старался Гейман написать детский роман, было ясно, что его тяга к хоррору слишком велика. В «Звездной пыли» присутствуют сексуальные сцены, а сборник «детских» рассказов «Дым и зеркала» [Smoke And Mirrors] вышел таким мрачным, что даже номинировался на Bram Stoker Award.
В 1992 году писатель перебрался на новое место жительства, уехав из Англии в Соединенные Штаты. Отчасти это было связано с тем, что жена Геймана — американка, отчасти — примером Дугласа Адамса, который тоже перебрался из Англии в Санта-Барбару, отчасти же — мечтой Нейла о… доме.
«Я сказал своей жене, что хотел бы жить в доме из фильма «Семейка Адамсов», — объяснял он. — В Англии вы такого не найдёте! Вы можете найти настоящий тюдоровский дом, построенный настоящими Тюдорами в тюдоровские времена, но чего вам никогда не достать — так это правильного, честного дома из «Семейки Адамсов». Мне хотелось викторианской готики. Чего-то такого, от чего реально мурашки по коже. Мне хотелось башню. Так что я начал искать, и тут же нашёл. Вот ещё одна прекрасная черта Америки. Они такие вещи просто выбрасывают! И они выглядят так клёво! Это настоящая американская готика! Леденящая душу! Каждый год на Хеллоуин мы ставим на стол разные хеллоуинские сладости и выкладываем на порог стопку комиксов. И каждый раз мы выкидываем и сладости и комиксы, потому что дети просто боятся подходить к нашему дому. За все эти годы не подошёл ни один!»
Вскоре после переезда Гейман выпустил еще один, самый знаменитый его роман — «Американские боги». Будучи свежеиспеченным эмигрантом, писатель удивительно точно уловил свои ощущения и описал их в фэнтезийной истории противостояния эмигрировавших в Америку богов Старого Света с новыми, недавно появившимися силами — богами телевидения, интернета, телефона… Но самое главное, что Гейман не написал очередной фэнтези-эпик о схватке божественных сил, он ухитрился описать все происходящее с точки зрения человека-американца по имени Шэдоу (Тень), отсидевшего в тюрьме, потерявшего родных и ставшего спутником господина, которого зовут Среда (он оказывается скандинавским богом Одином). Путешествие Шэдоу и Одина по Америке Гейман облек в форму классического дорожного романа и получил за это премии Bram Stoker и Hugo, а также массу престижных мест в номинационных списках.
В 2002 году увидела свет еще одна знаковая работа писателя — повесть «Коралина», которую критики охарактеризовали определением: «Алиса в Стране Чудес», написанная Стивеном Кингом».
А в 2005 году вышел новый роман Нила Геймана «Сыны Ананси» [Anansi Boys], относящийся к миру «Американских Богов».
Сейчас Нил Гейман живёт в Америке вместе с женой и детьми, рассматривает предложенные варианты экранизаций его работ и каждый день отвечает на вопросы в своём сетевом дневнике на официальном сайте.
Библиография
Романы
1990 — Добрые предзнаменования / Good Omens
1996 — Задверье ( Никогде ) / Neverwhere
1998 — Звёздная пыль / Stardust
2001 — Американские боги / American Gods
2002 — Коралина / Coraline
2005 — Сыновья Ананси ( Дети Ананси ) / Anansi Boys
2007 — Интермир / InterWorld
2008 — История с кладбищем / The Graveyard Book
2013 — Одд и ледяные великаны / Odd and the Frost Giants
2013 — The Silver Dream
2013 — Океан в конце дороги / The Ocean at the End of the Lane
2012 — Черничная девочка
2013 — Джунгли на макушке
2014 — Волки в стенах
Сборники
1989 — Swamp Thing Annual #5
1991 — Dream Country
1993 — Angels & Visitations: A Miscellany
1993 — Fables and Reflections
1994 — Worlds’ End
1997 — The Wake
1998 — Дым и зеркала / Smoke And Mirrors
1999 — A Fall of Stardust
1999 — Neil Gaiman’s Midnight Days
2002 — Adventures in the Dream Trade
2003 — The Sandman: Endless Nights
2006 — Хрупкие вещи / Fragile Things: Short Fictions and Wonders
2007 — М значит Магия / M Is for Magic
Комиксы
Серия «Песочный человек»:
1991 — Песочный человек. Книга 1. Прелюдии и ноктюрны / Preludes and Nocturnes (More Than Rubies)
1990 — Песочный человек. Книга 2. Кукольный домик / The Doll’s House (The Sandman)
1991 — Песочный человек. Книга 3. Страна снов / Dream Country
2003-2004 — Marvel. 1602
2013 — Смерть. Цена жизни. Время
Титулы, награды и премии
1991 — World Fantasy Award // Short Fiction —> A Midsummer Night’s Dream
1995 — International Horror Guild Awards // Collection —> Angels & Visitations: A Miscellany
1999 — Mythopoeic Awards // —> Stardust
1999 — Bram Stoker Awards // Superior Achievement in an Illustrated Narrative —> The Sandman: The Dream Hunters
2001 — Bram Stoker Awards // Superior Achievement in a Novel —> American Gods
2002 — Locus Award // Fantasy Novel —> American Gods
2002 — Hugo Award // Novel —> American Gods
2002 — Nebula Award // Novel —> American Gods
2002 — Bram Stoker Awards // Superior Achievement in a Work for Young Readers —> Coraline
2003 — Locus Award // Young Adult Novel —> Coraline
2003 — Locus Award // Short Story —> October in the Chair
2003 — British Science Fiction Award // Short Fiction —> Coraline
2003 — Hugo Award // Novella —> Coraline
2003 — Bram Stoker Awards // Superior Achievement in an Illustrated Narrative —> The Sandman: Endless Nights
2003 — Nebula Award // Novella —> Coraline
2004 — Locus Award // Non-Fiction/Art Book —> The Sandman: Endless Nights
2004 — Locus Award // Novellette —> A Study In Emerald
2004 — Locus Award // Short Story —> Closing Time
2004 — Hugo Award // Short Story —> A Study In Emerald
2004 — Сигма-Ф // Перевод —> American Gods
2004 — British Science Fiction Award // Short Fiction —> The Wolves in the Walls
2005 — Locus Award // Short Story —> Forbidden Brides of the Faceless Slaves in the Nameless House of the Night of Dread Desire
2005 — British Fantasy Award // Best Novel (the August Derleth Award)) —> Anansi Boys
2006 — Locus Award // Short Story —> Sunbird
2006 — Locus Award // Fantasy Novel —> Anansi Boys
2006 — Mythopoeic Awards // —> Anansi Boys
2006 — British Fantasy Award // Collection —> Fragile Things: Short Fictions and Wonders
2007 — Locus Award // Short Fiction —> How to Talk to Girls at Parties
2007 — Locus Award // Collection —> Fragile Things: Short Fictions and Wonders
2008 — Locus Award // Novellette —> The Witch’s Headstone
2009 — Locus Award // Non-Fiction/Art Book —> Coraline
2009 — Locus Award // Young Adult Novel —> The Graveyard Book
2009 — Hugo Award // Novel —> The Graveyard Book
2009 — British Fantasy Award // Comic/Graphic Novel —> Whatever Happened to the Caped Crusader?
2010 — Locus Award // Short Story —> An Invocation of Incuriosity
2010 — Мраморный фавн // Перевод —> Stardust
2010 — Shirley Jackson Award // Novellette —> The Truth is a Cave in the Black Mountains
2010 — Shirley Jackson Award // Anthology —> Stories
2011 — Locus Award // Novellette —> The Truth is a Cave in the Black Mountains
2011 — Портал // Перевод —> Stardust
2011 — Locus Award // Short Story —> The Thing about Cassandra
2012 — Locus Award // Short Story —> Case of Death and Honey
Экранизации
1996 — Задверье / Neverwhere
2005 — Зеркальная маска / MirrorMask
2007 — Звёздная пыль / Stardust
2008 — Коралина в Стране Кошмаров / Coraline
2013 — Американские боги / American Gods
201? — История с кладбищем / The Graveyard Book
Информация с сайтов http://www.livelib.ru и http://fantlab.ru
Полезные сайты о писателе: