Роман Дих

Роман Дих: «…Я сознательно эпатирую читателя…»

На сайте http://parnasse.ru Рома Дих ответил на вопросы о себе и творчестве. Я без всякой коррекции выкладываю эту интервью.

/беседу ведет Татьяна Виноградова/

Для чего люди берут в руки книгу? Для чего люди смотрят фильмы? Думаю, со мной не согласятся моралисты, но, мне кажется, не для того, чтобы стать лучше, чище, трудолюбивее, правдивее, честнее… Нет. Человеку нужны эмоции, переживания, мечта, надежда. А некоторые называют поиск новых эмоций проще — развлечением. Развлечения бывают разными, как и книги. Многие из нас могут вспомнить из детства, насколько интересными и привлекательными казались тогда страшные места, страшные истории, страшные персонажи, которыми пугали старшие. Вспомнился диалог котенка и щенка из мультфильма “Котёнок по имени Гав”:
— Гав, а что ты тут делаешь?
— Боюсь!
— А давай бояться вместе!
И обратите внимание — не пришлось даже долго объяснять другу достоинства нового времяпрепровождения, предложение с готовностью было тут же принято, без всякого обсуждения.
И ведь что характерно, с годами тяга к непознанному, даже если это связано с некоторой опасностью, у многих людей не проходит. А какой популярностью пользуются фильмы ужасов у взрослых людей… Писать о причинах этого сейчас не к месту – это отдельная тема, и скорей всего на это будут разные точки зрения, да я и не об этом. Я хочу представить вам человека, чье творчество тесно связано с элементами ужаса, мистики, реализма. Чем оно привлекает, например, меня? Тем, что он создает стильные по литературному исполнению вещи, интересные и актуальные по затронутым социальным вопросам. Кроме описания самих сцен ужаса, автор обладает талантом именно реалистичного изображения жизни, начинает действие с реализма, полностью вводя в реальную действительность, и только потом обрушивает на голову читателя то, что задумал, отчего всё последующее становится еще более реальным. На мой взгляд, особенно удаются те произведения, в которых он балансирует на грани эстетических и мировоззренческих стандартов, когда провоцирует, предлагает герою сложный выбор, сложные решения. Но, повторю, это исключительно мое мнение. Решать, конечно же, вам. Да, творчество небесспорно. Да, не для всех.
Итак, у нас в гостях сегодня Роман Дих.

-Рома, откуда ты родом? Чем занимаешься в настоящее время?

Родился когда-то в Караганде, бывшая КазССР. В восемь лет мои ныне покойные родители привезли меня на Север, тут и остался. В настоящее время работаю в небольшой частной фирме – торговля разной компьютерной мелочовкой: ноут/нетбуки, программное обеспечение и прочее.

-Твой друг Игорь Кичапов спрашивает: «Как тебе живется и пишется на Севере? Не пробовал ли ты написать что-нибудь в другом ключе, жанре, стиле?»

Отвечаю: Игорь, ну как живётся… У вас там климат чуть суровее… А я с восьми лет тут уже — тридцать три года. Оттого и проза такая у меня – отмороженная (смеется). Написать в другом жанре… могу, но стоит ли? А так — легко!..

-Скажи, что привлекает тебя в жанре, в котором ты пишешь?

Ну… честно говоря, я, наверное, не придерживаюсь какого-то одного жанра. То, что я пишу это обычно смесь из постмодерна, сюра, хоррора. Какова она «на вкус» — читателям виднее, наверное. Что привлекает…Ты знаешь, мне интересны «тёмные» стороны человеческой натуры, психология людей, те «скелеты», что зачастую таятся в подсознании многих, то, что люди не спешат обнародовать. Иногда в рассказах намеренно использую нарочито шокирующие детали: каннибализм, инцест, безумие, оккультизм.

-Вообще, по твоим произведениям в принципе видно, что тебя восхищает необузданное проявление силы, ничем не ограниченное, и вероятно ты видишь в этом внутреннюю красоту. Наверное, в любой силе есть красота? Так же как и в красоте сила?

Сложный вопрос, Таня… Нет, меня не восхищают в данном случае ни сила, ни красота – отнюдь! Повторюсь, различные стороны человеческой натуры мне больше интересны…

-А твое желание эпатировать читателя…что за этим стоит? Ты хочешь просто развлечь или это что-то еще?

Часть ответа заключена, наверное, в самом твоем вопросе – да, я подчас сознательно эпатирую читателя! А другая часть – я иногда хочу просто показать, как выглядит зло, но отнюдь не с целью воспевания этого зла.

-В твоих произведениях нет воспитательного момента, ты как сторонний наблюдатель описываешь персонажи. Мне показалось, в произведении «Лошадиные головы», не скрою, это мое любимое у тебя, ты явно симпатизируешь главной героине и заставляешь нас, читателей, сопереживать ей. Это произведение о мечте любого человека к свободе, поиске своего пути, поиске своих, или это твое восхищение перед красотой тайной силы, которой наделены люди, на первый взгляд кажущиеся самыми обычными? Или же ты писал там обо всем сразу?

Я обычно нисколько не симпатизирую никому из своих героев, в «Лошадиных головах» я просто показал девушку, одинокий независимый осколок официального общества, которое её не принимает, которому не нужна – и в результате она оказалась востребованной в другом обществе…

-В твоих рассказах сразу всё – и реализм, и экшен, и эмоции, и чувства, и здравый смысл персонажей, который вдруг неожиданно приходит в противоречие с окружающей действительностью. Как ты готовишь такие «коктейли» – пишешь сразу или делаешь некую канву, «болванку»?

Чаще всего тема рождается у меня в голове, и уж затем выплёскивается на «бумагу». В последние месяцы я всё же стараюсь дать рассказу «вылежаться» день-другой – так лучше, можно обратить внимание на ошибки, добавить новые детали, что-то изменить…

-Скажи, а на месте какого из своих персонажей ты хотел бы оказаться? И хотел бы вообще?

Вот это вопрос, Таня! Мои персонажи обычно или откровенные сволочи, или не совсем адекватные люди… или совсем не люди (смеется). Так что, увольте!

-Рома, а как ты начал писать? Помнишь свое первое, опубликованное в сети?

О, это было нечто!.. Я и ранее думал написать рассказ о солдате, которого «на том свете» встречает его ранее усопшая мать, но всё думал, что не вытяну. И вот, в один из дней сентября 2008-го года я сильно приболел: температура под сорок, ощущение скорой встречи с ангелами и т.п. Я специально лёг спать пораньше тогда, но в голове всё крутилось о написании… мистической прозы. И вот, помню… ночь, а моя повесть словно сама пишется. К сожалению, моё первое творение погибло при форматировании жёсткого диска и от него остались лишь три рассказа.

-Помнишь ли первый комментарий читателей? Как отреагировал на него?

Первые комментарии я получил на сайте www.proza.ru от авторов Пола Унольва и Андрея Оноприева, и они оба были положительными.

-А в детстве ты любил страшные истории? Сам рассказывал их?

Очень любил! «Вечера на хуторе близ Диканьки» были моей настольной книгой ещё во втором классе. Ну и «страшные истории»… о, это нечто!

-Находясь в темноте, будучи еще ребенком, какие ощущения испытывал?

В детстве я очень боялся темноты.

-Всё твое творчество это изначально интерес к тому, что чувствует человек, когда он сталкивается с чем-то неопознанным и шокирующим его?

Далеко не всегда. И это не всегда может быть человек. Возможно, некоторые сущности из иного мира весьма удивляются встрече с людьми…

-Сталкивался ли ты в своей жизни с проявлениями потусторонних сил?

Можно, я не буду отвечать на этот вопрос?

-Конечно можно, твое право. А не считаешь ли ты, что некоторая связь с потусторонними силами может каким-то образом повлиять на твою жизнь?

Отвечу так: я хорошо знаком с несколькими, будем так говорить, мистическими практиками – в частности, Русской традицией, Сантерией, с каббалистической практикой, рунической. Ну и могу сказать, что при приложении некоторых усилий…

-Ты веришь в Бога?

Да, я православный христианин (предвижу возмущение некоторых читателей, увидевших мой ответ на предыдущий вопрос, и заверяю их) – да, так бывает!

-Судя по всему, человечество верит всё меньше и меньше. Как ты считаешь, это может иметь какие-то последствия для цивилизации в целом? Может быть, мы на пути к общечеловеческим ценностям, или всё же на пути к новому «неандертальству»?

Знаешь, иной раз, мне кажется, что человечество сошло с ума, и добром это не кончится. Возможен, полагаю, некий глобальный катаклизм, который или уничтожит цивилизацию (нет, я не пророчествую о «Конце света» — на моей памяти подобных пророчеств было столько…), или будет началом Катарсиса, очищения от грязи…

-А русскую цивилизацию ты считаешь все же западной?

Нет, Русская цивилизация, полагаю, уникальна.

-Прости, что смеюсь, задавая этот огромный вопрос, но как бы ты оценил такую реакцию: зная, что очередного героя, с которого начинается повествование, все равно рано или поздно (скорее рано) съедят, некоторые, только начиная читать твое новое произведение, уже сквозь смех читают описание очередного персонажа еще в начале рассказа. В общем-то, в этом есть какой-то черный юмор, некоторый своеобразный, только тебе присущий стиль. Не мог бы ты поделиться с читателями своими планами по поводу предстоящих поеданий?

Обычно я стараюсь закрутить повествование таким образом, чтобы читатель в конце прочтения рассказа начал безотчётно опасаться, а не съедят ли его самого? По поводу планов – я человек страшно пугливый и суеверный, оттого ни с кем ими не делюсь. Сглазят ещё, чур меня, чур! (смеется).

-Хорошо, всё узнаем из твоих новинок. Скажи, а какие фильмы смотришь? Есть те, что помогают тебе писать? Дают тебе темы, вдохновение?

Смотрю чаще старые фильмы – криминальные драмы, фильмы ужасов 80-х годов. Нет, я бы не сказал, что какой-то из фильмов дал мне когда-то толчок к написанию рассказа.

-Тогда откуда ты черпаешь идеи для своих произведений? Фильм «Волк» с Джеком Николсоном, как раз на тему превращений – неплохое сочетание актерской игры, режиссуры. Как оцениваешь этот фильм? Твои впечатления?

Я не смотрел «Волк» — вернее пытался, но бросил. Меня этот фильм не впечатлил. Лучшим фильмом о волках-оборотнях считаю фильм «Вой» (The Howling, 1981)

— Какую музыку слушаешь? Твои предпочтения?

Знаешь, а самую разную, в зависимости от настроения. Предпочтения в последнее время отдаю постпанку (готик-року — The Mission, Sisters of Mersy), группам, играющим Martial Industrial, Neofolk (Von Thronstahl, Death in June, и другие).

-В твоем представлении, «Pussi Riot» заслуживают того, чтобы вся государственная машина навалилась на них и стерла в порошок? Эта реакция адекватна? Наша христианская мораль и представления о добре и зле здесь не пострадали?

В моём представлении, Таня, этим дурам нужно было дать по паре месяцев исправительных работ и штраф. И прекратить раздувать истерию с обеих сторон: одни требуют сжечь на костре, другие делают их мученицами. Хотя, по большому счёту, «пуськи» со своими «перфомансами» давно шли к закономерному финалу – надо уважать если не чувства верующих, то хотя бы определённые морально-этические нормы. Но «перфомансерам» это недоступно, видимо.

-На твой взгляд, неприкрытое стремление к роскоши руководителей РПЦ – это вещи непринципиальные или это действительно наносит урон РПЦ в целом? Или я говорю о надуманной проблеме и у них своя жизнь, а у обычных прихожан своя?

Руководители РПЦ, к сожалению, сами сеют соблазн и искушения этим «стремлением к роскоши». Естественно, я не имею в виду всех священников.

-Сейчас все больше и больше пессимисты говорят о возрастающей бездуховности человечества. Каковы на твой взгляд причины этой тенденции?

Да не только пессимисты говорят. Хотя такие разговоры это переливание из пустого в порожнее. И весь этот разговор о духовности и бездуховности – он вообще долгий и нудный, полагаю.

-Хорошо, пусть так. А ты когда-нибудь думал, для чего создан человек? И нет ли у тебя ощущения, что в любом случае мы не оправдываем возложенные на нас Создателем (кто бы он ни был) надежды, и что этот «проект» может быть закрыт Автором, как неудавшийся?

Никогда не задумывался, скажу честно. Что ж, а если закроет «проект» Автор – так тому и быть. Его «проект», его и право.

-В наш век, когда в моде тренд «всё добыть для себя, иметь всё своё личное, и чтобы это приносило еще и удовольствие», произведение «Её личный бог» — это издёвка над современной идеей потребительского отношения к жизни?

Рассказ написан в январе этого года, и это моя действительно неприкрытая издёвка, и скорее даже над «искателями духовного».

-Такой вопрос: cкажи, как относишься к социальным сетям? Насколько я знаю, не видишь особого смысла пребывания там?

Совершенно верно, соцсети мне абсолютно неинтересны. У меня, правда, есть страничка на Facebook, которую я обычно, смеха ради, забиваю всякой чушью. Но бываю там редко.

-Позволю себе немного юмора: в твоих произведениях секс, как правило, связан с мистикой, как дополнение и усиление общего настроения. Это дань моде или то, чего хотелось бы в сексе именно тебе?

Я бы не сказал, что это так. Секс присутствует далеко не во всех моих рассказах. Он подчас служит лишь одной из деталей рассказа, и я вовсе не гонюсь за модой, и уж тем более за подробными эротическими описаниями. Ну и… я не страдаю перверсиями, которыми страдают некоторые мои персонажи (смеется).

-Ты, конечно же, в курсе, что много лет ведется дискуссия: делают ли детей хуже компьютеные игры с элементами противостояния и насилия? Твое мнение на этот счет?

Честно сказать тебе, Таня? Я и сам поигрываю в компьютерные игры и не вижу в них абсолютно ни грамма дурного. Мои любимые, кстати – «Рainkiller», «Postal», «Сondemned», «F.E.A.R»

-В «Postal» тебе симпатична изрядная доля абсурда? А юмор там не слишком черный?

Естественно, юмор там — чернее не бывает. Но юмор.

-Хорошо. А какие книги произвели на тебя впечатление? Что прочел в последнее время, из того, что понравилось?

Книги М.Елизарова, Ю.Мамлеева, Ч.Паланика, И.Уэлша, В.Пелевина. В данное время почти ничего не читаю.

-Что ты бы посоветовал читателям, неожиданно столкнувшимся с проявлениями нечистой силы?

Наверное, попытаться отбиться от нечисти, ну и не бояться ее ни в коем случае!

-Скажи… а предупреждения для читателя, которые ты ставишь перед некоторыми произведениями — это своего рода «прикол», предостережение или это твоя защита от возможных претензий и преследований?

Это, прежде всего, предостережение. Я знаю, что пишу в жёстком стиле, и не хочу, чтобы люди, не готовые к такой прозе, пугались. Просто я уважаю каждого, который зашёл почитать мои рассказы.

-Автор нашего сайта Татьяна Вишня интересуется: продолжаешь ли ты писать стихи? Есть ли в твоём багаже произведения иной направленности? Как ты относишься к виртуальным войнушкам? Что предпочитаешь — чай или кофе?

Нет, стихи, наверное, не моё. В «багаже» есть несколько околокриминальных историй, разбавленных чёрным юмором. К виртуальным войнам, троллингу и подобному отношусь крайне негативно — может, для кого-то это развлечение, чуя себя в безопасности, издалека оплёвывать оппонента из-за того, что обычно яйца выеденного не стоит.

-Твоя сестра eji спрашивает: «Почему ты не участвуешь в конкурсах, проводимых Парнасом? Чемпионат прозы, который сейчас проходит, он проходит без тебя, хотя ты мог бы составить интересную конкурирующую единицу, как мне кажется».

Отвечаю: сестренка, я всё ещё чувствую себя не готовым к участию в конкурсах и чемпионатах…

-Еще один автор Парнаса Татьяна Лаин задает вопрос: «Рома, я вот мечтаю прочесть у тебя что-либо типа треша о собаках. Сможешь ли ты порадовать меня этим?»

Отвечаю — Тань, но это ведь будет жестоко… такой трэш…

-Автор Лена Кадирова обращается к тебе: «Я давно с интересом наблюдаю за Вашим творчеством. Оно шокирует, удивляет, но никогда не оставляет равнодушным. Как Вы относитесь к усилившимся мерам борьбы с педофилией?»

Скажу так: Елена, отношусь очень положительно, но, прими наша власть этот закон раньше, было бы только лучше. И меньше поломанных детских судеб. Педофилов — на кол!

-Хорошо. Продолжу снова спрашивать уже от себя. А в настоящее время что-то неоконченное лежит в твоих архивах? О чем пишешь, почему не заканчиваешь?

В архивах чаще лежит то, что требует доработки. Дайте срок, товарищи!… (смеется).

-Как борешься с осенней хандрой? Есть ли свои секреты?

Да я просто не обращаю на неё внимания, насколько это возможно.

-Считаешь ли ты, что человек сильнее обстоятельств? Если да – можно пример?

Это довольно сложный вопрос. Часто обстоятельства бывают сильнее человека – оттого я воздержусь от комментариев.

-Что нравится больше – слушать анекдоты или рассказывать? Расскажи, пожалуйста, один для наших авторов.

На здоровье!
Бегут два пса – старый и молодой. Лежит куча колбасы: сначала старый поел, затем молодой. Дальше бегут – повстречалась сучка. Вначале старый её… , потом молодой. Невдалеке стоит Мercedes. Старый поднял ногу на заднее колесо, затем обежал и сделал кучу у водительской двери…
— Зачем? – удивляется молодой пёс
— Запомни, сынок – то, что нельзя сожрать или тр….ть – нужно обгадить со всех сторон.

-Философский… Спасибо! А я спрошу вот о чем. Интернет — вещь хорошая, но и от него надо отдыхать, как предпочитаешь делать это?

Да по-разному… секс, алкоголь, наркотики… мрачные ритуалы… полёты на пылесосе на шабаш… наведение порчи на традесканцию соседей… (смеется).

-Можно узнать, какой стиль в одежде предпочитаешь? В чем чувствуешь себя максимально комфортно?

Кожа, джинсы, тяжёлая обувь. Из джинсов предпочитаю Wrangler, Levi’s. Из парфюмерии — горькие устойчивые ароматы

-Какие качества ценишь в женском характере?

Честность, нежность и верность.

-Прокомментируй, пожалуйста, шутку: Чтобы жизнь мужчин была интересной, одних только женщин было бы вполне достаточно для этого?

Ясное дело, с женщинами уж точно не соскучишься, причём не только в постели… (смеется).

— А я снова вернусь к творчеству. Твой друг JdR спрашивает:
«1.Рома, расскажи, что читаешь сейчас?
2.Что задело?
3.Кто нравится как писатель, какую книгу любишь?
4. Кто из инет-графоманов интересен?
5. И какую вещь у себя считаешь лучшей?»

Начну с вопроса №5 «О лучшей вещи». Наверное, «Нина. Ночь безумия» — в сущности, состоящей из наблюдений вначале за одной особой, обитавшей на известном литературном сайте: дама добрую часть того, что появлялось в свежих публикациях, ухитрялась принимать всё на свой счёт, ну, а затем я вбухал туда всё, что знал или слышал о психических расстройствах.

-Да, про «Нину» как раз активно интересовалась автор нашего сайта Galina Daschewskaia.

Также «Идиллия усопших» — мне тема этого рассказа когда-то… приснилась, Проснувшись, я его написал за один присест. Ну, и по большому счету, удалось наверное то, что людям нравится…Наверное, так.

1,2.Сейчас читаю «автобиографию» Motley Cruе — её составляли участники группы. 3.Один из писателей-фаворитов для меня в данное время Михаил Елизаров. 4. Ну-у-у… ты уж категоричен, братишка! В основном как раз не графоманы нравятся.

-Некоторая часть твоих читателей упорно путает творчество и пропаганду, не чувствуешь ли ты, что их критика не относится к литературности произведений, а относится скорее к критике жанра?

Их критика слепая, она обличает лишь только автора, они НЕ задумываются о том, что автор далеко не всегда описывает в произведении именно себя. Оттого их фразы не просто звучат оскорбительно, нет, они могут быть вырваны из контекста на потребу и всеобщее осмеяние автора. Ну, а если путают творчество и пропаганду, так тем хуже для них же…

-Хорошо. Давай немного о школе и чтении? Я знаю, что ты много читал. У тебя нет ощущения, что школьная программа изучения литературы и ее преподавание, оно несколько поверхностное, несмотря на перегруженность ее русскими классиками?

Мои школьные годы давно миновали, это было еще «советское» образование, классическое. Ну и, не считая идеологической подоплеки в школьной программе, полагаю, что нам всё преподавали так, как нужно.

-По примеру Запада последнее время в школах начали практиковать знакомство с литературными произведениями в усеченном виде. Есть ли в этом смысл?

Хм… я сильно сомневаюсь, Таня, что многие подростки сейчас вообще читают что-то, кроме «Метро», «Сталкера» и «Сумерек». Так что «Преступление и наказание» в виде комикса для них как раз самое то. За что боролись – на то и…

-Что бы ты хотел посоветовать авторам, особенно начинающим, в плане развития, не говоря уже об успехе?

Да, как сказать… Я, несмотря на то, что пишу уже пятый год, пока считаю себя ещё не вправе давать кому-либо советы.

-Каким тебе представляется «верный путь» развития литсайтов?

Полагаю, более тщательное отношение многих авторов к тому, что они пишут; дружелюбие, здоровая критика и адекватная реакция на неё. Ну и никаких оскорблений друг друга! Многие литературные сайты захватывает волна вялотекущих «клановых» войн. Полагаю, на литсайтах этому – не место!

-В завершении нашей беседы, Рома, я хочу поблагодарить тебя за ответы на мои порою длинные и не всегда удобные вопросы. Спасибо, что говорил, как думаешь, не скругляя углов, говорил искренне и по существу. Удачи тебе и еще много новых сюжетов, я вижу, сложился определенный круг почитателей твоего творчества, и, полагаю, это будет одним из стимулов в написании новых хитов. Благодарю за новые переживания, которые ты даришь нам, читателям, а также за то, что генерируешь идеи и сложные смыслы, что заставляют задумываться и размышлять.
Новых успехов тебе!

2012г.