JdR: Привет, начнём со знакомства. Пожалуйста, пару слов о себе?
Даша Д.: Привет! Я Даша. Мне 22 года. Родилась и живу в Киеве. Здесь работаю, учусь и езжу в общественном транспорте.
JdR: Когда ты начала писать? Кто и что сподвигло?
Даша Д.: Писать начала в раннем детстве. Это были какие-то дурацкие сказки про лошадок, точно не помню. Потом, лет в тринадцать, я начала вести дневники. Нашла один из них уже в сознательном возрасте и удивилась. Никаких метафор, запутанных длинных предложений, никакой романтики. Это было почти протокольное описание человеческих характеров и постельных сцен. Я старалась описывать людей досконально, не понимаю, зачем мне это нужно было. Наверное, тогда все и началось. Тексты в том виде, в котором они получаются сейчас, как правило, моя реакция на прочитанные книги и внешний мир. Я черпаю вдохновение из всего, чего только можно. Обыкновенная поездка в маршрутке или диалог на будничную тему – и в моей голове уже готовый рассказ на три страницы вордовского документа десятым шрифтом.
JdR: Расскажи о том где, когда и как были напечатаны Твои рассказы? Интернет, бумага. Твои впечатления?
Даша Д.: К сожалению, здесь я не могу сослаться на авторитетные источники. Есть, правда, одна история. Она связана с единственным напечатанным в бумажном варианте моим произведением. Это рассказ «Вика», он вышел в Омском литературном альманахе. Я была победителем конкурса малой прозы, кажется, конкурс назывался «Белый лист», что-то такое. Дело было так – мы отжали подписку во «Вконтакте» у ее создателей, когда в группе было уже больше пяти тысяч человек, и организовали там свой движ. Эти же конкурсы и организовали. Победителей, правда, на первых порах определяли читатели, и тут все было относительно честно. Хотя почему относительно – честно абсолютно! А потом, когда группу раскрутили и участников становилось так много, что пришлось отбирать лучших из поданных заявок, меня попросили выступать там в качестве жюри. Такой себе литературный бандитизм. А насчет впечатлений. Я была приятно удивлена, когда к моему рассказу на том же ресурсе нарисовали иллюстрацию.
JdR: Пишешь только на русском языке?
Даша Д.: Да, только малые формы и только на русском языке. Есть, правда, небольшой опыт в написании текстов на украинском. Это были школьные сочинения. И все.
JdR: Какие Твои творческие планы и требования к самой себе? Кто те на кого равняешься и с кем соревнуешься, на кого хотелось быть похожей?
Даша Д.: Требования к самой себе высокие. Нет, не Нобелевская премия, конечно, мне бы не хотелось, чтобы за писанину типа моей раздавали такие премии. Хотя мечтаю написать большой роман. Со смысловой нагрузкой, интересным сюжетом, и чтоб все это не надоедало ни мне, ни читателю, чтоб читать взахлеб и с восторгом. В моей жизни за последний год как раз нарисовался сюжет для такой работы, настолько хороший сюжет, что не нужно ничего придумывать, просто сесть и описать события. Как раз нестандартный и кризисный период в моей жизни был, и даже еще не закончился. Говорю себе постоянно «Как только все станет на свои места, жизнь войдет в колею, да хоть какую-нибудь уже!!! Сразу сяду писать.» Даже несколько раз начинала, написала пару предложений и тут же удаляла, наверное, еще не готова я к таким подвигам.
В литературе я точно ни с кем не соревнуюсь, и оппонентов у меня нет. Никому ничего доказывать не хочу и к критике, вообще любой, отношусь очень спокойно. Так же и к тому, что пишу. Есть люди, которые просят конструктивной критики. Которые пишут опусы, скучные и длинные, их читает три с половиной человека и они ходят такие все, как поп-звезды. Амбициозные, важные. Их еще зовут графоманами. Ну а на кого ровняюсь. Когда я прочла рассказ Марата Басырова «Печатная машина», именно рассказ, а не роман, я сидела несколько минут как оглушенная и думала «Ну почему я не могу так писать?!» Но потом мне пришла в голову здравая мысль «А зачем мне, раз он может?» Особенно из русских современников я люблю Кирилла Рябова и Даниила Фридана. Как-то случайно я заметила, что русской литературе эпохи девяностых я посвятила слишком много времени. Разгул преступности, нищета населения, беспредел, абсурд. Мне очень нравится читать об этом, к тому же я застала это время, я его хорошо помню. Как бы это не звучало банально, но мне близок экзистенциализм. Это пришло ко мне задолго до того, как стало мейнстримом J И до сих пор я в сотый раз перечитываю Сартра и Кафку, недавно открывала «Метафизический дневник» Марселя. Шаламов нравится. Бродский. Сейчас перечитываю «Парфюмера» Зюскинда и недавно закончила Достоевского «Записки из мертвого дома». Все же есть вещи, которые не отпускают, и открывая книгу в очередной раз всегда найдешь там для себя что-то новое. А вообще я все же больше по философским трактатам, я же по специальности философ. Фуко, там, Барт, Кант. Там тоже компания веселая.
JdR: Кого читаешь сейчас. Кого из писателей любишь больше всего?
Даша Д.: Сегодня купила уже второй роман норвежского, кажется, писателя Ю Несбё. Первым был «Охотники за головами», а сейчас вот читаю «Сын». Я не могу сказать, что это очень поучительно или глубоко, или как-то трогает. Ни фига это не трогает, но в транспорте и залах ожидания читать покатит. Литература для отдыха. Я люблю больше всего Мераба Мамардашвили. Он не писатель в строгом смысле слова, он лектор, и в конце прошлого века читал лекции на русском языке. Они записаны, и я их перечитываю временами, нахожу новые. Вот это та литература, которая заставляет мозги работать. Еще мне нравится Умберто Эко, если говорить о нем не как о писателе (стыд и позор, я не читала ни одного его романа), а о литературном критике. Но сухие философские тексты мне не нравятся. Например, Гегель или Шеллинг. А вот Ницше я люблю очень, живой и метафоричный язык, блестящий немецкий писатель. Ну, и философ по совместительству.
JdR: Как выбираешь новую книгу?
Даша Д.: По обложке сужу! В самом деле так. Есть определенные издательства и серии, которые выпускают откровенную ерунду. Раньше читала все подряд из серии «Альтернатива», оранжевые такие обложки. Паланик, Хоум, Уэльбек, Миллер и еще куча подобных авторов повествующих о судьбах наркозависимых проституток. Интересно. Познавательно.
JdR: Как ты пишешь? Долго, мучительно подбирая слова, либо разом в вихре фантазии и эмоций.
Даша Д.: Я холерик. Не могу ничего мучительно долго подбирать. Поэтому, наверное, до сих пор не написала ничего серьезного. Очень быстро переключаю внимание с одного предмета на другой, с одной идеи на вторую. Это мешает мне заниматься литературой серьезно, мне достаточно трудно усидеть на месте. Вихрь – это точное определение моего творческого процесса. Я быстро говорю, быстро хожу, быстро пишу. Так, словно боюсь чего-то не успеть. Но я на самом деле этого боюсь. Вот и стараюсь жить, любить, творить в полную силу.
JdR: Расскажи о своей родственной связи с Сжигателем?
Даша Д.: Сжигатель Трупов – это же мой папочка. Он меня многому научил. Я нашла его как-то на сайте, прочла несколько рассказов и поняла, что это большая литература. В таких вещах я знаю толк, думаю, в плане прозы у меня хороший вкус. Но долго боялась написать. Мне почему-то казалось, что он злой дядька, такой, которому тысячи поклонниц не дают прохода. А тут очередная я, буду только отвлекать. Но нет, я все же написала, и разговор у нас получился очень приятный и ненапряжный. Не помню, о чем был этот разговор. Но сейчас общаемся довольно продуктивно, говорим о личной жизни и книгах. Всегда приятно встретить родственную душу, а в моем случае это случается крайне редко. Ну, и, конечно, планы на будущее. Мне бы хотелось воплотить в жизнь какой-нибудь из его эпизодов. Нет, я сейчас не о рассказе «Шляпа»!
JdR: Что если негатив в твоей жизни закончится, всё уладится, счастье, достаток. Красивый город, любимый человек рядом. На улицах чисто и вокруг все добры и вежливы. Будет о чём писать?
Даша Д.: Наверное, при таком раскладе я точно умру от тоски. Я не мечтаю о ровной жизни, стабильной работе и красивых городах. Мой город, который уходит асфальтом под землю, мне вполне нравится. У нас так грязно и мерзко в некоторых районах, как говорят, город контрастов. Так вот, я считаю, что человек, выросший в таком районе, на улице, в нищете и разрухе уже инфицирован, и не сможет его вылечить роскошная жизнь. Никогда не сможет, какой бы уютной и беспроблемной она не была. Увиденного и пережитого мною, особенно в детстве и юности, вполне хватит на то, чтобы писать, попивая коктейль на берегу океана о трудовых буднях. Но отсутствие любых преград испортит не только остроту мысли, а еще и остроту ощущений, и вкус жизни. Не знаю, не пробовала. Но, думаю, результат будет таковым.
2014г.